Четверг 22 Январь 2015
Необходимость формирования системы обязательного медицинского страхования для граждан Республики Казахстан становится все более актуальной задачей. В свете актуальности вопроса введения обязательного медицинского страхования и решения задач по улучшению состояния здоровья нации на базе Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан создана Рабочая группа по обсуждению предложений по введению в Республике Казахстан обязательного медицинского страхования. В состав Рабочей группы вошли представители субъектов частных медицинских структур, аккредитованные ассоциации. Куратором данного вопроса является Секретариат фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП РК.
Помимо этого данный вопрос активно обсуждался 16 апреля текущего года на секции VIII Международной конференции страхования в Центральной Азии в г. Алматы, посвященной вопросам обязательного медицинского страхования. На секции Национальная палата предпринимателей РК очертила задачи, которые ставятся перед всеми участниками медицинского страхования, необходимые для реализации при введении обязательного медицинского страхования. В настоящее время в республике действует государственная (бюджетная) модель финансирования здравоохранения, регламентированная Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года.
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса, граждане имеют право на «дополнительные медицинские услуги сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет собственных средств, средств организаций, системы добровольного страхования и иных незапрещенных источников». При этом добровольным медицинским страхованием (ДМС) в Казахстане охвачено всего около 2% населения. ДМС позволяет получить качественные медицинские услуги на случай болезни по выбору в любой из аккредитованных медицинских организаций (МО), в соответствии с программами страхования и их наполнением, независимо от места проживания и нахождения при обращении за медицинской помощью. В последние годы Министерством здравоохранения РК проводятся мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения в соответствии с международными стандартами. С 2010 года внедряется Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), предусматривающая совершенствование оказания медицинской помощи на основе свободного выбора пациента, развитие конкурентной среды, обеспечение доступности высокоспециализированной медицинской помощи, улучшение качества медицинских услуг, развитие дифференцированной и стимулирующих механизмов оплаты труда медицинских работников. Несмотря на проводимые мероприятия и ежегодный рост финансирования, средств для полного обеспечения ГОБМП недостаточно. Сохраняются
факты неудовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи. Недостаточно развивается конкурентная среда между медицинскими субъектами различных форм собственности. Государственный орган здравоохранения сохраняет предпочтение и лоббирует интересы медицинских организаций с государственным участием. При этом практически не изучается опыт работы частных
медицинских организаций, и частный сектор здравоохранения выпадает из поля интересов МЗ.
До сих пор эффективно не внедрен механизм государственно-частного партнерства.
Медицинское страхование может явиться одним из рычагов повышения экономической заинтересованности, ответственности организации здравоохранения и медицинских работников за конечный результат своей деятельности. Рыночные отношения в здравоохранении откроют перспективы для развития конкурентоспособности медицинских организаций и повышения уровня и качества оказываемых медицинских услуг, а также дадут толчок к развитию медицинского сервиса. Об этом говорил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 18 января 2014 года: «…Следует изучить вопрос о введении обязательного медицинского страхования. Солидарная ответственность государства, работодателя и работника за его здоровье – главный принцип всей системы медицинского обслуживания».
Процесс перехода к обязательному медицинскому страхованию (ОМС) должен быть планомерным, продуманным и пошаговым, после детального изучения международного опыта с учетом недостатков в других государствах, в первую очередь в Российской Федерации, где ОМС начала действовать с 90-х годов прошлого века. При рассмотрении вопроса введения ОМС необходимо учесть особенности нашей развивающейся экономики, географических условий и различной плотности проживания населения на обширных и малонаселенных территориях Казахстана, а также обеспеченность медицинскими организациями каждого региона и доступность медицинской помощи. Кроме того, нужно гармонизировать все действия с мероприятиями, проводимыми в рамках реализации Государственной программы развития
здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011 – 2015 годы. Вместе с этим для эффективного введения ОМС необходимо изучить опыт деятельности отечественных частных и страховых медицинских организаций в рамках ДМС. Механизм внедрения ОМС должен включать в себя определение четких задач для всех участников ОМС.
Полагаем, что в задачи государства входит:
Задачи страховых компаний:
Задачи для медицинских организаций (государственных и частных):
Прежде всего понимания ответственности за сохранение своего здоровья, то есть той части солидарной ответственности, которая обозначена в Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», путем ведения здорового образа жизни, своевременного прохождения профилактических осмотров и других обязательств.
Кроме со-финансирования совместно с государством ОМС и, возможно, создания альтернативного Фонда ОМС работодателей предпринимать дальнейшие действия по обеспечению ДМС своих работников. Наряду с этим в задачи работодателя, безусловно, входят обеспечение безопасных условий труда, профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в рамках социального
пакета обеспечение первичной профилактики заболеваний и стимулирование работника за ведение здорового образа жизни. На основании вышеприведенного видно, что для внедрения ОМС в республике с целью создания эффективной системы здравоохранения, отвечающей интересам государства, работодателей
и каждого гражданина, необходимо провести огромную подготовительную работу среди всех участников ОМС. Система обязательного медицинского страхования должна охватывать все слои населения и удовлетворять, как правило, первостепенные потребности в медицинской и фармацевтической помощи.
Жанна Оспанова, секретарь Секретариата
Комитета фармацевтической, медицинской
промышленности и медуслуг НПП, д.м.н.
Гульжан Садырбаева,
генеральный директор ТОО «Медикер»
Айша Дарыбаева, специалист по
внутреннему медицинскому контролю
ТОО «Медикер», к.м.н.
Количество просмотров: 1981